Размер шрифта Ш Ш Ш
Цвет фона Б Ч
Интервал между буквами Стандарт Средний Большой
Главная/ Новости/ «Квартет И»: «В любой ситуации ищем смешное»/

«Квартет И»: «В любой ситуации ищем смешное»

24 Февраля 2016

Забыв на время, о чем говорят мужчины, «Квартет И» возвращается на экраны с патриотической комедией «День выборов 2».
подробнее о фильме >>>

Накануне премьеры «Культура» пообщалась с участниками популярной труппы – Леонидом Барацем, Ростиславом Хаитом и Камилем Лариным.   

Барац: Мы прошли довольно длинный путь, много чего поставили,  прочли и посмотрели. Поэтому я дергаюсь, когда нас называют проектом. Мы единомышленники, никогда не делавшие ничего, чтобы просто нравиться. При этом стараемся прислушиваться к аудитории и работать с ней.

После первого «Дня выборов» политтехнологи хлопали по плечу, кричали: «Этот фильм про меня!»…
Барац: Да. Сочиняя первую серию, работали без тормозов, но оказалось, самые гротесковые ситуации уже имели место в жизни – агитпароход, подставной кандидат-однофамилец, ряженый проповедник и человек, голодавший за еду. Все, что мы придумали, уже было!

В новом «Дне…» вам удалось осовременить «Ревизора». Некие столичные штучки прибывают в поволжский город, чтобы провести предвыборную кампанию действующего губернатора. Начинается уморительная чехарда…
Барац: Мы любим свою страну, надеюсь, это заметно. Россия огромна, у нас много чего есть. Немало и плохого. Говорить то, о чем остальные молчат, озвучивать проблемы, требующие решения, – вот что я называю патриотизмом.
Хаит: В России пессимист всегда пророк, но это не наш случай. Новый фильм появился спонтанно, будто кролик из цилиндра. У нас нет рецептов, только идеи. Мы шли от своих персонажей – чем бы они могли заниматься спустя столько лет… Что-то придумываем, появляется легкость, драйв, затем смотрим, чего не хватает…
Барац: Хотелось вновь собрать команду и повторить свой политтехнологический подвиг.

«Ревизор» – персонаж Камиля Ларина, сошедший с агитпарохода в первой части, прижился в городке под каблуком сварливой бабы и превратился в «городничего»…
Барац: Да, не повезло мужику.
Ларин: Так уж повелось, большая страна – это карма. Мы постоянно беремся за что-то, недодумав. Взять хотя бы велосипедные дорожки. Надо было нагородить их в октябре, чтобы в январе оказалось, что это совершенно бессмысленная затея. Оттяпали полосу у забитой пробками Москвы. Типичный случай – у нас прежде строят, потом думают: зачем? При этом необходимые вещи часто не делаются – умирает глубинка, загибается фермерство. Если пробивается живой росток – не топчи, дай прорасти, поддержи! А у нас прижмут народ, а потом рассуждают: ах, какой он безынициативный…

Вы открещиваетесь, когда вам «шьют сатиру», тем не менее персонажи нового «Дня выборов» узнаваемы. Портреты с натуры?
Хаит: Нет, просто схватываем типажи. У нас все как-то само собой вырисовывается. Мы снимали авантюрную комедию положений. Мне кажется, фильм  получился легкий, зрительский.
Барац: Заходя на политическую территорию, старались достичь правдоподобия, работали с архетипами. Сатира кого-то обличает, к чему-то призывает – это не наш путь. «День выборов» – гротеск. В нынешней политической ситуации подобное почти невозможно. Случайный губернатор сегодня редкость, все решает Кремль. Но чуть только центральный аппарат отпускает вожжи, фальшивый фээсбэшник (Камиль) оказывается достойным соперником реальных кандидатов. Голосовать нужно. Один раз люди ошибутся, другой – нет. Сменяемость чиновников необходима обществу как воздух – это залог роста и процветания. Каждый гражданин должен ощущать, что от него зависит судьба страны. 

Как этого добиться?
Ларин: Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. У нас очень много безвестных одаренных людей. К ним не прислушиваются, их не видят. Многие уезжают, так как не могут себя реализовать… И я рассматривал своего персонажа как подкаблучника с нереализованным потенциалом. Его сковывают обстоятельства, но он прорывается в эфир, становится неформальным лидером предвыборной гонки. Поэтому я настаивал, чтобы теледебаты были показаны максимально подробно – людям нужно дать возможность влюбиться в героя. Важно, что это работящий человек, понимающий чаяния горожан. Таким правдорубам и следует верить. А то обыватели раздумывают: идти на выборы, не идти… Я и сам такой же, не посещаю собрания ТСЖ… С другой стороны, мы сами выбираем человека, который должен все решать за нас, но остаемся вечно недовольны. Это всегда так было: царь-батюшка за все в ответе.

Кстати, о самодержцах. Вы дебютировали в анимации, сочинив сценарий мультфильма «Иван Царевич и Серый волк 3». Продюсер Сельянов предоставил свободу творчества?
Хаит: Абсолютную. Нам захотелось придумать сатирическую сказку, так родилась история о пугале, фонтанирующем повидлом.

Что радует и вдохновляет квартет юмористов?
Барац: Простые вещи. Я получаю невероятное удовольствие от игры в футбол, люблю выпить в кругу друзей, проводить время с детьми. Обожаю быть ближе к природе. Женщины забирают массу эмоций, но невероятно освежают жизнь. Очень хорошо чувствовать себя нужным тем, кто необходим тебе.
Хаит: Присоединяюсь, но уточню: чувство юмора – не благоприобретенное, а врожденное качество. Конечно, можно научиться шутить по схемам, но подобное у нас редко срабатывает, потому что сама жизнь плодоносит нелепейшими сюрпризами. Чтобы их оценить, нужен определенный склад ума. Есть люди, которые во всем отыщут повод для переживаний и будут сидеть в углу с грустным видом. А мы в любой ситуации ищем нечто смешное…
Ларин: И находим. Я люблю навести тень юмора на серьезный разговор: присвоить чью-то серьезную фразу, размять ее про себя и ввернуть в неожиданном контексте…  Когда кто-то долго говорит о чем-то важном, возникает гнетущее ощущение, которое хочется переломить. Ценю легкость в отношениях, общении, лирическом ощущении жизни. Недавно издал поэтический сборник семнадцати авторов: Кортнева, Гришаевой, Бабенко, Ларина… Называется «СтихоТворения». Думаю, нам нужно снова научиться молчать, а уж затем – общаться. Как в позапрошлом веке. Сейчас люди недослушивают вопрос, отвечают невпопад, в конце концов замыкаются, черствеют, зацикливаются на меркантильных вещах. Под Новый год соседи вдруг начинают здороваться, спустя десять дней друг друга снова не замечают. Общие радости объединяют людей все реже. В провинции с этим, конечно, попроще. 

Постановки и картины «Квартета И» во многом компенсируют дефицит нормального общения?
Ларин: Думаю, да.