Рецензия на фильм «Коробка»: Превосходная социально-спортивная драма
Режиссер: Эдуард Бордуков
В главных ролях:
Сергей Романович
Сергей Подольный
Кирилл Дегтярь
В молодости режиссер Эдуард Бордуков был спортсменом международного уровня – чемпионом России и членом национальной сборной по бегу на длинные дистанции
Как часто российский критик, смотря отечественное кино, чувствует не стыд, а гордость? Поверьте, очень редко. Так редко, что фильмы вроде «Коробки» хочется хвалить, хвалить и хвалить, без устали подбирая комплименты. Конечно, это не «Крестный отец» и не «Андрей Рублев» – великие экранные драмы, вокруг которых десятилетиями водят хороводы. Жанр «Коробки» не столь амбициозен. Но в том, что дебютант в полнометражном кино Эдуард Бордуков (ранее он снял несколько примечательных короткометражек) пытался сделать, он блистательно преуспел. И как постановщик, и как единственный сценарист фильма.
Пожалуй, лучший комплимент, который можно сделать «Коробке», состоит в том, что это мастерское и уместное сочетание российского и голливудского подхода к кино. C одной стороны, лента следует отечественной традиции откровенной демонстрации проблем, когда изображает неприкаянных ребят из спального района, накачанных и татуированных националистов, кавказских бандитов и нагоняющие депрессию московские «каменные джунгли», где нет ничего красивее граффити. Это отнюдь не «иллюзорное» кино о высосанных из пальца супергероях и супершпионах или об олигархах с офисами в небоскребах Москва-сити. Если вы не сможете узнать себя в персонажах «Коробки», то вы, наверно, узнаете кого-то из соседей.
Спартаковского тренера в фильме сыграл Руслан Нигматуллин, в прошлом игрок футбольной сборной России
С другой стороны, это не трагедия о бессилии простых людей перед вызовами судьбы и не истошный плач об ужасах непобедимой коррупции. Подобно героям голливудских лент, персонажи «Коробки» стараются сами, честно и по совести, решать свои проблемы. И их поступки вдохновляют других. К концу фильма уличные футболисты превращают прежде разрозненных окрестных жителей в настоящее общество, которое не только болеет за судьбу «коробки», но и предпринимает значимые шаги, чтобы сделать свою жизнь лучше. Почувствуйте разницу с «Левиафаном»! После него из России хотелось уехать, а после «Коробки» хочется выйти на улицу и погонять мяч.
При этом, что также очень здорово, Костя, Дамир и другие положительные персонажи не предстают идеализированными ангелами. Костя, например, – простодушный, но многогранный герой со сложной и неоднозначной мотивацией. Он заслуживает уважения, но он достаточно ершист, чтобы не каждый захотел с ним дружить. И по ходу действия испытания, которые ребята переживают, действуют как кузнечная закалка. Кто-то становится тверже, а кто-то ломается. Так что персонажи в фильме интереснее, чем средний герой спортивного кино, и хеппи-энд оказывается отнюдь не абсолютным триумфом всех хороших над всеми плохими.
При всем обилии социальных измерений «Коробки» (национальные конфликты, финансовое расслоение, разобщенность горожан…) фильм всегда помнит, что рассказывает спортивную историю. Поэтому смотреть, как парни играют в футбол, куда приятнее, чем наблюдать за большинством настоящих футбольных матчей. Тут и многочисленные финты, и стремительные изменения счета, и серьезные травмы… И когда турнирные матчи начинают собирать зрителей, в это веришь всем сердцем – Костя, Дамир и их друзья устраивают такую стрит-футбольную феерию, что наблюдение за ней само по себе окупает стоимость билета. По крайней мере, для заядлого болельщика.
Поскольку «Коробка» – тестостероновое мужское кино, в ней фактически нет романтической линии. Но это не значит, что ровесница героев в исполнении Стаси Милославской появляется в фильме лишь для того, чтобы слегка разбавить мужскую историю женской красотой. Ее слова и ее мнения для «Коробки» оказываются куда важнее, чем ее «модный лук». И то, как Бордуков использует эту героиню, тоже доказывает, что его фамилию стоит запомнить.
Стоит похвалить «Коробку» и за ее энергичный молодежный саундтрек, и за то, что в ней выстреливает каждое повешенное на стену ружье, и за то, что сценарные шестеренки не крутятся сами по себе, а сцепляются вместе и раскручивают друг друга. А еще за то, что в маленьком отряде замечательных фильмов про футбол прибыло. В такой «лучшей десятке» «Коробка» может рассчитывать на высокое место.
С 7 апреля в кино.