Чтобы помнили
30 Января 2017
Накануне 73-й годовщины со Дня полного снятия блокады в купчинском киноцентре «Чайка» сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» провели для школьников Фрунзенского района виртуальную экскурсию по экспозиции, посвященной подвигу музейных работников в годы блокады Ленинграда.
Участниками встречи в купчинском киноцентре стали также учащиеся средней школы №543 из Московского района. Всего в мероприятии приняли участие без малого 150 школьников.
Когда враг рвался к Ленинграду, сжимая кольцо блокады, сохранение художественных и культурных ценностей стала частью той великой битвы, которую советский народ вел с захватчиком. По приказу немецкого командования, художественные ценности, входящие в особый список, вывозились в Германию, остальное - уничтожалось.
Стремительное наступление немцев прервало запланированную эвакуацию художественных ценностей, вывезти удалось лишь около 64 тысяч произведений искусства из 180 тысяч, стоявших на учете до войны. Все, что было возможно перевезти, спасали от бомбежек и разграбления за пятиметровыми стенами Исаакиевского собора.
Дмитрий Медвинский, методист сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор», рассказал школьникам о малоизвестных фактах героической битвы за сохранение культурного наследия страны.
Демонстрируя на экране схемы и фотографии, сохранившиеся в архивах, гость продемонстрировал, как с помощью специальных защитных «стаканов» спасали Медного всадника и памятник Николаю 1 на Исаакиевский площади. Рассказчик отметил, что не все памятники «укрывали»: памятник Кутузову у Казанского собора и памятник Суворову на Марсовом поле напоминали жителям осажденного города о великих победах и героических страницах истории страны, здесь, уходя в бой, солдаты клялись сражаться до последнего.
Фотодокументы будто от первого рассказывали нынешним школьникам, какого беспредельного ежедневного мужества требовали от людей усилия по сохранению исторического наследия. Мало кто знает: для того, чтобы «укрыть» самые высокие точки в городе – шпиль Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, понадобилась группа альпинистов. Сейчас это кажется невозможным, чтобы всю эту по-настоящему тяжелую и опасную работу проделали четыре человека, том числе одна женщина. В ту самую голодную первую осень блокады, получая паек в 125 граммов хлеба, они поднимались на невероятную высоту, чтобы закутать в чехол знаменитый кораблик или выкрасить купола Исаакия серой краской.
В специальных хранилищах в подвалах Исаакиевского собора штабелями почти в человеческий рост размещались ящики с раритетами. Все это бережно упаковали и составили музейные работники, в основном, женщины. Когда арт-обстрелы и бомбежки усилились, опасаясь за судьбу бесценных экспонатов, они приняли решение поселиться рядом с ними, провели в подвалах собора самую страшную первую зиму блокады. А с наступлением тепла, обессилевшие, как все ленинградцы, они нашли в себе силы, чтобы начать распаковать картины и другие художественные ценности: их необходимо было просушить, чтоб уберечь от порчи, а затем, снова упаковать.
Жизнь жителей осажденного города была ежедневным подвигом, сегодняшних подростков убедил в этом документальный фильм «Блокада» режиссера Сергея Лозницы. Киноленту для показа предоставила Санкт-Петербургская студия документальных фильмов.
Фильм получил признание международной кинообщественности, отмечен наградами и призами: Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон», призом Российской киноакадемии «Ника».
Кинолента состоит исключительно из кинохроники, которые снимали режиссер и операторы в те страшные дни.
Участниками встречи в купчинском киноцентре стали также учащиеся средней школы №543 из Московского района. Всего в мероприятии приняли участие без малого 150 школьников.
Когда враг рвался к Ленинграду, сжимая кольцо блокады, сохранение художественных и культурных ценностей стала частью той великой битвы, которую советский народ вел с захватчиком. По приказу немецкого командования, художественные ценности, входящие в особый список, вывозились в Германию, остальное - уничтожалось.
Стремительное наступление немцев прервало запланированную эвакуацию художественных ценностей, вывезти удалось лишь около 64 тысяч произведений искусства из 180 тысяч, стоявших на учете до войны. Все, что было возможно перевезти, спасали от бомбежек и разграбления за пятиметровыми стенами Исаакиевского собора.
Дмитрий Медвинский, методист сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор», рассказал школьникам о малоизвестных фактах героической битвы за сохранение культурного наследия страны.
Демонстрируя на экране схемы и фотографии, сохранившиеся в архивах, гость продемонстрировал, как с помощью специальных защитных «стаканов» спасали Медного всадника и памятник Николаю 1 на Исаакиевский площади. Рассказчик отметил, что не все памятники «укрывали»: памятник Кутузову у Казанского собора и памятник Суворову на Марсовом поле напоминали жителям осажденного города о великих победах и героических страницах истории страны, здесь, уходя в бой, солдаты клялись сражаться до последнего.
Фотодокументы будто от первого рассказывали нынешним школьникам, какого беспредельного ежедневного мужества требовали от людей усилия по сохранению исторического наследия. Мало кто знает: для того, чтобы «укрыть» самые высокие точки в городе – шпиль Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, понадобилась группа альпинистов. Сейчас это кажется невозможным, чтобы всю эту по-настоящему тяжелую и опасную работу проделали четыре человека, том числе одна женщина. В ту самую голодную первую осень блокады, получая паек в 125 граммов хлеба, они поднимались на невероятную высоту, чтобы закутать в чехол знаменитый кораблик или выкрасить купола Исаакия серой краской.
В специальных хранилищах в подвалах Исаакиевского собора штабелями почти в человеческий рост размещались ящики с раритетами. Все это бережно упаковали и составили музейные работники, в основном, женщины. Когда арт-обстрелы и бомбежки усилились, опасаясь за судьбу бесценных экспонатов, они приняли решение поселиться рядом с ними, провели в подвалах собора самую страшную первую зиму блокады. А с наступлением тепла, обессилевшие, как все ленинградцы, они нашли в себе силы, чтобы начать распаковать картины и другие художественные ценности: их необходимо было просушить, чтоб уберечь от порчи, а затем, снова упаковать.
Жизнь жителей осажденного города была ежедневным подвигом, сегодняшних подростков убедил в этом документальный фильм «Блокада» режиссера Сергея Лозницы. Киноленту для показа предоставила Санкт-Петербургская студия документальных фильмов.
Фильм получил признание международной кинообщественности, отмечен наградами и призами: Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон», призом Российской киноакадемии «Ника».
Кинолента состоит исключительно из кинохроники, которые снимали режиссер и операторы в те страшные дни.