Фильм Сын Саула вышел в российский прокат
21 Апреля 2016
В российский прокат выходит один из самых нашумевших фильмов года: дебют венгра Ласло Немеша «Сын Саула».
подробнее о фильме >>>
Это совершенно новый взгляд на тему Второй мировой войны и Холокоста. Лента получила гран-при в Каннах и премию «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке. Чем же объяснить такой сногсшибательный успех?
«Сын Саула» - зрелище не для слабонервных; это настоящее фестивальное кино - жесткое, радикальное, непростое с точки зрения выбранного киноязыка и темы. Но, в то же время, это не элитное интеллектуальное зрелище, впечатлит оно и умного подростка. Тема - Холокост: вокруг нее споры не утихают по сей день - возможна ли поэзия после Освенцима, и может ли превращение этого страшного для всего человечества опыта в развлекательный игровой фильм считаться этичным (на этом основании многие до сих пор не могут простить Спилбергу «Список Шиндлера»).
Ласло Немеш, молодой режиссер из Венгрии, бывший ассистент легендарного Белы Тарра, предлагает свою версию. Место действия его фильма - неназванный концлагерь, предположительно, тот же Освенцим. Главный герой по имени Саул - венгерский еврей и член зондеркоманды. Ежедневно он помогает загонять новоприбывшие эшелоны ничего не подозревающих жертв в газовые камеры, а затем собирать и складывать их вещи и одежду и сжигать тела.
Однажды мальчику-подростку удается пережить отравление - ненадолго, впрочем - но за это время Саул успевает рассмотреть черты его лица. И узнать в нем, как ему кажется, своего внебрачного сына, с которым он расстался много лет назад, на родине, в другой жизни. Он даже не уверен в своей правоте, а соседи по бараку сомневаются, что у него в принципе были дети, но это уже неважно. Саула захватила обсессивная идея, почти мания: выкрасть труп мальчика и не дать его сжечь, предать его земле с соблюдением всех обрядов, перед этим отыскав среди заключенных раввина - пусть прочтет над могилой поминальную молитву - кадиш.
Это - сюжет фильма реалистического и абсурдного одновременно. «Сын Саула» удивительно снят. Мы не покидаем главного героя ни на минуту, камера будто следит за ним. Остальное, все, что его окружает, показано в нарочитом расфокусе, хотя, можно не сомневаться, воссоздано в мельчайших деталях. Зрение будто само выбирает, что человеческий мозг и зрение способны воспринять, а что нет: все равно тема картины - непередаваемый в своей кошмарности опыт, который можно только как-то назвать, но не показать. Эффект соучастия, а не сочувствия - сентиментальности в фильме Немеша нет и близко - поразительный, особенно к финалу, когда «Сын Саула» внезапно становится триллером: герой практически случайно оказывается участником побега из концлагеря. В Каннах картину считали лидером среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», а в итоге дали ей второе место - гран-при. На «Оскаре» премия за лучший фильм на иностранном языке была уже единственно возможной. Благодаря этому теперь «Сын Саула» и на наших экранах.
подробнее о фильме >>>
Это совершенно новый взгляд на тему Второй мировой войны и Холокоста. Лента получила гран-при в Каннах и премию «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке. Чем же объяснить такой сногсшибательный успех?
«Сын Саула» - зрелище не для слабонервных; это настоящее фестивальное кино - жесткое, радикальное, непростое с точки зрения выбранного киноязыка и темы. Но, в то же время, это не элитное интеллектуальное зрелище, впечатлит оно и умного подростка. Тема - Холокост: вокруг нее споры не утихают по сей день - возможна ли поэзия после Освенцима, и может ли превращение этого страшного для всего человечества опыта в развлекательный игровой фильм считаться этичным (на этом основании многие до сих пор не могут простить Спилбергу «Список Шиндлера»).
Ласло Немеш, молодой режиссер из Венгрии, бывший ассистент легендарного Белы Тарра, предлагает свою версию. Место действия его фильма - неназванный концлагерь, предположительно, тот же Освенцим. Главный герой по имени Саул - венгерский еврей и член зондеркоманды. Ежедневно он помогает загонять новоприбывшие эшелоны ничего не подозревающих жертв в газовые камеры, а затем собирать и складывать их вещи и одежду и сжигать тела.
Однажды мальчику-подростку удается пережить отравление - ненадолго, впрочем - но за это время Саул успевает рассмотреть черты его лица. И узнать в нем, как ему кажется, своего внебрачного сына, с которым он расстался много лет назад, на родине, в другой жизни. Он даже не уверен в своей правоте, а соседи по бараку сомневаются, что у него в принципе были дети, но это уже неважно. Саула захватила обсессивная идея, почти мания: выкрасть труп мальчика и не дать его сжечь, предать его земле с соблюдением всех обрядов, перед этим отыскав среди заключенных раввина - пусть прочтет над могилой поминальную молитву - кадиш.
Это - сюжет фильма реалистического и абсурдного одновременно. «Сын Саула» удивительно снят. Мы не покидаем главного героя ни на минуту, камера будто следит за ним. Остальное, все, что его окружает, показано в нарочитом расфокусе, хотя, можно не сомневаться, воссоздано в мельчайших деталях. Зрение будто само выбирает, что человеческий мозг и зрение способны воспринять, а что нет: все равно тема картины - непередаваемый в своей кошмарности опыт, который можно только как-то назвать, но не показать. Эффект соучастия, а не сочувствия - сентиментальности в фильме Немеша нет и близко - поразительный, особенно к финалу, когда «Сын Саула» внезапно становится триллером: герой практически случайно оказывается участником побега из концлагеря. В Каннах картину считали лидером среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», а в итоге дали ей второе место - гран-при. На «Оскаре» премия за лучший фильм на иностранном языке была уже единственно возможной. Благодаря этому теперь «Сын Саула» и на наших экранах.